Церемония награждения ежегодного регионального конкурса «Экспортер года-2021» состоялась в пятницу 28 января. Лучшие компании, которые поставляют за рубеж произведенную в Брянской области продукцию, назвал Центр поддержки экспорта Брянской области, который помогает экспортерам расширять рынки сбыта, находить новых зарубежных партнеров. Ежегодным финалом становится отбор лучших компаний из числа заявившихся на конкурс. Победители также могут принять участие в аналогичном всероссийском конкурсе, региональным этапом которого стало прошедшее событие.
За титул лучшего экспортера Брянской области боролись 22 предприятия из числа малого и среднего бизнеса. Экспертная комиссия по ряду критериев - среди которых и нарастание объемов зарубежных поставок, и участие в международных выставках, наличие сайта на иностранном языке и других - выявила победителей в четырех направлениях.
В номинации «Экспортер года в сфере промышленности» победила компания «МЕТАКОМ», производитель домофонов, замков и запорных устройств. В номинации «Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса» победу одержала новозыбковская компания «Экокремний», производитель аморфного диоксида кремния пищевого и ветеринарного качества. Экспортером года в сфере услуг стала брянская компания, которая производит антивирусное программное обеспечение, ООО «НАНО Секьюрити». Экспортером года в номинации «Прорыв года» стала компания «Глинопереработка», брянский производитель высококачественных наполнителей для домашних животных.
Участников и победителей конкурса приветствовал директор департамента экономического развития Михаил Ерохин, рассказавший об итогах работы экспортных компаний в прошедшем году и о мерах поддержки экспортеров Брянской области в 2022 году. Руководитель экономдепартамента рассказал о значимости экспорт в развитии региона: «За девять месяцев прошлого года брянский экспорт составил около 290 млн долларов США, вырос объем поставок в страны СНГ. Всего Брянская область торгует со 102 странами мира. Центр поддержки экспорта за прошлый год оказал поддержку компаниям более чем 15 млн рублей, благодаря этому были заключены 23 экспортных контракта». Директор департамента также отметил большие планы по поддержке брянских поставщиков продукции за рубеж на этот год.
Поздравил победителей торговый представитель Российской Федерации в Республике Беларусь Юрий Золотарев. Он отметил, что брянский регион входит в первую десятку субъектов РФ по сотрудничеству с Республикой Беларусь, сейчас на внешнеторгового партнера и доброго соседа Брянской области приходится половина всей экспортной деятельности, и с 2020 года товарооборот на этом направлении показал рост около 15%.
Традиционно церемония «Экспортер года» стала не только торжественным, но и образовательным мероприятием, с основными тенденциями наступившего года во внешней торговле по самым актуальным направлениям этой деятельности брянских экспортеров знакомили международные эксперты. На связь из Германии к собравшимся в Брянске вышла Марина Евдокимова, руководитель отдела развития бизнеса со странами ЕАЭС, член Совета Экспертов при представительстве ТПП РФ в Германии. Из первых уст брянские компании смогли узнать об особенностях экспорта в Австрию и Германию, потребностях местной аудитории и о свободных нишах, которые открывают огромные перспективы для брянского производителя. Так, большой акцент был сделан на пандемийных сложности в логистике при поставках из Азии, и для российских компаний это своеобразный шанс. Марина Евдокимова также подчеркнула важность сертификатов соответствия, в том числе биосертификатов органической и натуральной продукции, которые облегчают выход на европейские рынки.
В наступившем году поддержка экспортеров в Брянской области будет еще более всесторонней и комплексной. Об этом в завершении сказала руководитель Центра координации поддержки экспортно-ориентированных СМСП Брянской области Юлия Новосельцева. Она предоставила экспортерам полный план и перечень мер поддержки, запланированный на 2022 год, и сделала акцент на так называемых «коробочных услугах». Это значит, что экспортеры будут получать не одну услугу, а комплексную государственную поддержку. Коробочные продукты для экспортоориентированных компаний малого и среднего бизнеса разработаны в рамках реализации национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт».